Все началось в 2012 году с нескольких маленьких групп, которых объединяло одно — беспокойство за будущее нашей планеты и решимость непременно исправить текущую ситуацию. Они знали, чтобы ослабить удушающую хватку топливной индустрии, нужен новый подход.

Поэтому они взяли на вооружение тактику, хорошо зарекомендовавшую себя в вопросе изменения статус-кво. Точно так же, как дивестиции помогли положить конец апартеиду в ЮАР, движение по выводу капиталовложений из отрасли ископаемого топлива заставит власть предержащих, наконец-то, очнуться и увидеть нависшую над всеми нами опасность.

Пока делегаты ООН завершают встречу в польском городе Катовице в рамках 24-ого Климатического саммита ООН (COP24), это молодое движение перешло знаковый рубеж.

Сегодня нас уже больше тысячи: свыше 1015 организаций решили вывести 8 трлн долларов США из отрасли ископаемого топлива, именно потому, что она стала причиной климатического кризиса и продолжает усугублять ситуацию.

«В то время как дипломаты на Климатическом саммите ООН с трудом добиваются хоть каких-нибудь результатов, наше движение сумело изменить восприятие в обществе роли корпораций, добывающих ископаемое топливо. Мы принимаем активные меры по окончательному и повсеместному прекращению его добычи в мире». Мэй Бёв, исполнительный директор 350.org.

Нам удалось достичь тысячной отметки как раз в преддверии COP24, когда Caisse des dépôts et consignations (CDC) – финансовый орган французского государства – заявил о намерении перестать финансировать угольную промышленность. Это стало ярким символом достижений нашей кампании. В 2013 году движение объединяло 181 компанию с общим объемом капиталовложений всего в 50 млрд долларов США. Сегодня к нам присоединились такие крупные организации, как фонды благосостояния Ирландии и города Нью-Йорк, который является одним из крупнейших финансовых центров в мире. Все они отказались поддерживать топливную индустрию. В этом новом отчете отражен стремительный рост.

Как нам это удалось?

В одно морозное декабрьское утро 2017 года люди собрались вместе у Пантеона в Париже, многие из них видели друг друга впервые. Объединенные одной фразой «Ни евро больше», они пришли сюда с первыми лучами солнца ради того, во что они верят. А верят они в то, что французское государство, а также все государственные институты и банки мира обязаны отказаться от использования ископаемого топлива, встать на правильную сторону истории.

В опубликованном отчете и выпущенной петиции говорилось о том, что CDC инвестирует средства в 12 грязных проектов по добыче ископаемого топлива. Именно тогда многие впервые сопоставили факты и пришли к выводу, что вложение государственных средств в топливную индустрию является неприемлемой формой поддержки промышленности. Общественный резонанс потряс власти – им пришлось призадуматься.

Но безрезультатно. Тогда в 2018 году по всей Франции прокатилась волна локальных акций. Проводя креативные акции на улицах, люди продолжали критиковать власти за продолжающуюся поддержку отрасли. Ведь во многих случаях на финансирование добычи угля, нефти и газа шли именно их пенсионные накопления. Городские локальные группы стали формировать и направлять петиции с требованием вывести средства CDC из отрасли ископаемого топлива. Дважды, в сентябре и октябре, свыше 120 тысяч человек вышли на климатический марш на территории всей страны.

На севере Франции, в Лилле, тысячи человек вышли на улицы 8 сентября в рамках акции «Действуй за климат». Масштабные марши также прошли 13 октября и 8 декабря.

 

Теперь, благодаря растущей кампании, темп которой не замедляется, нам удалось сделать первый шаг на пути к успеху. Пускай CDC и не отказался от поддержки всей отрасли ископаемого топлива (нефть и газ по-прежнему под его управлением), мы продолжаем усиливать давление. Уголь уже за бортом, остается заставить организацию дивестировать средства также из нефтегазовой отрасли.

Последствия решения CDC ощущаются далеко за пределами страны. Одной из угольных компаний, которая оказалась в «черном списке» из-за изъятия капиталовложений, стала RWE, занимающаяся финансированием грязных шахт, например, 17-километровой шахты Хамбах в соседней Германии. Теперь RWE потеряла важнейший источник материальной поддержки своего основного бизнеса – добычи угля. А крупнейшая государственная организация, которая, как и многие другие учреждения, молчаливо поддерживала опасную отрасль, теперь изменила свой курс. И все благодаря силе и настойчивости людей!

Людей, собравшиеся у стен CDC в Париже, требовали «дивестировать государственные средства из отрасли ископаемого топлива».

Подобное повторялось в мире не раз — прямо на наших глазах. 1000 обязательств изъять инвестиции — далеко не случайность. Все это результат пробуждения многих тысяч человек по всему миру. Тех, кто боится, волнуется, а нередко уже страдает от последствий нарушения климата. Но всех эти людей отличает огромная смелость.

1000 обязательств — это огромная сила. Не только потому, что они продемонстрировали набирающий масштаб отказов от ископаемого топлива, но и потому, что за ними стоят реальные люди, которые стремятся решить нашу проблему. Обычные люди собираются вместе и учатся выражать свой протест, лоббировать интересы, налаживать связи, рисковать и строить взаимодействие. Каждый желающий может принять участие в кампании на местах, чтобы оказать влияние на свой пенсионный фонд, религиозную группу, университет, городскую администрацию или другое учреждение, тем самым почувствовав себя частью глобального движения навстречу изменениям.

Что дальше?

Климатическое движение никогда не останется без работы. Пока французское движение делает все возможное, чтобы не ослаблять давление на CDC и в конечном счете заставить его полностью вывести средства из нефтегазовой отрасли, более широкая кампания Fossil Free стремится расширить масштабы присутствия, используя новый тактический прием с привлечением еще 1000 новых участников за короткий промежуток времени. Кроме того, Fossil Free способствует массовому свертыванию проектов по добыче ископаемого топлива по всему миру и направлению высвобожденных средств на финансирование инициатив по созданию возобновляемых источников энергии, которые обеспечат справедливый переход к новой энергетической системе.

А сегодня мы решили перевести дыхание и отпраздновать. Правда, не долго. Нам потребовалась сила народа, чтобы достичь отметки в 1000 участников. Чтобы расширить масштабы движения и решить проблему изменения климата, поддержка должна быть еще больше.

Необходимо, чтобы еще 1000 организаций вывели свои средства из опасной отрасли ископаемого топлива: крупные пенсионные фонды, например, фонд штата Нью-Йорк, нравственные авторитеты, такие, как Ватикан, легендарные организации, как Фонд Нобеля, и лучшие университеты мира, включая Йель, Гарвард, Оксфорд и Кембридж, а также расположенные в США гигантские страховые компании AIG и Berkshire Hathaway. Поворотный момент настал, пришло время выводить инвестиции.

«Каждый из нас может повлиять на государственные организации, заставив их отказаться от ископаемого топлива”, — объясняет Николас Хэрингер, организатор работы групп поддержки дивестиции 350.org по всему миру, который во многом участвовал в подготовке акции «Ни евро больше» в Париже. «Будь то наш университет, местные власти или наш пенсионный фонд, мы с вами можем перекрыть канал, соединяющий их с этой «грязной» отраслью. Мы можем заставить их принимать правильные решения и вкладывать средства в развитие возобновляемых источников энергии на местах. Мы видим, как это происходит повсеместно и набирает обороты уже за счёт собственной инерции».

И речь не только о Франции. Это глобальное движение: по всему миру идет реализация многих тысяч невероятных инициатив, еще больше пока ждут своего часа. Вы также можете стать частью этой кампании, не важно, где вы живете.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ

 

 

FacebookTwitter

It started in 2012, with a handful of small groups coming together over their outrage for the state of the planet, and a determination to set things right. They knew that a fresh approach to take on the fossil fuel industry’s stranglehold on the climate was needed.

So they gave new life to a tactic with a track record of shifting the status quo. Just as divestment helped to end apartheid in South Africa, the “climate divestment” movement would force people in high places to wake up and smell the fossil fuels.

And now, as UN delegates finish meeting in Katowice, Poland for the 24th UN Climate Talks (COP 24), that young movement is blowing past a major milestone.

Today we celebrate over 1,000 divestment commitments – more than 1,015 moves by institutions to take their $8 trillion out of the fossil fuel industry, precisely because that industry caused and is actively worsening the climate crisis.

“While diplomats at the UN climate talks are having a hard time making progress, our movement has changed how society perceives the role of fossil fuel corporations and is actively keeping fossil fuels in the ground.” May Boeve, 350.org Executive Director.

When number 1000 came in as COP24 got started, it was a powerful symbol of just how far the movement has come. The financial arm of the French state (the Caisse des dépôts et consignations or ‘CDC’)  manages $196 billion – and they dropped coal. Back in 2013, the movement’s 181 divestment commitments totaled just $50 billion. Today we see institutions as big as the nation of Ireland and New York City, one of the major financial hubs of the world, disavowing the fossil fuel industry. This new report shows the movement’s exponential growth.

How did we get here?

One year ago, in December 2017, on a freezing morning in front of the Pantheon in Paris, people came together – many of them for the first time. United around the phrase “pas un euro de plus” (Not a Penny More), they showed up at day’s first light for something they believe in: that the French state, and for that matter all governments and banks worldwide, have a moral duty to turn away from fossil fuels, and stand on the right side of history.

A report had been published and petition circulated citing the CDC’s investment in 12 dirty fossil fuel projects. For many, it was the first time they’d connected the dots and decided that public investment in fossil fuels is an unacceptable form of support for the industry. The publicity shocked the government, and pushed them to reconsider.

But they didn’t. So 2018 saw a groundswell of local initiatives across France. In creative actions on the streets, people continued to criticise the government for their lasting support for the industry. In many cases after all, it was their own retirement money being invested in coal, oil, and gas. In cities, local groups began to form and present motions for the national CDC to divest. And on two separate occasions in September and October, well over 120,000 people marched for the climate across the country.

In Lille, in the north of France, thousands gathered on 8 September to Rise for Climate. Big marches also took place on 13 October and 8 December.

And now, thanks to a growing campaign that’s not slowing down, a first step to success has been made. The CDC might not have dropped all fossil fuels (oil and gas are still in their holdings), but the campaign continues to increase the pressure. With coal out of the picture, it’s setting its sights on getting all fossil fuels dropped.

The impacts of the CDC’s divestment move beyond France. One of the coal companies that’s effectively blacklisted by their divestment policy is RWE, which has been funding dirty mines like 17 kilometer-wide Hambach mine in neighboring Germany. RWE has now lost a crucial source of funding for their core business: coal. And a major national institution that was tacitly supporting a dangerous industry – like so many others – has now changed course thanks to people power.

People outside the CDC in Paris send the message to “Divest public money from fossil fuels.”

This is a story we have seen repeated across the globe. 1,000 commitments is no accident. It’s the result of an awakening of thousands upon thousands of people around the world. People who are scared, concerned for and in many cases already suffering from climate breakdown. But they’re brave too.

Our 1,000 commitments are powerful not just because they show an exponentially large shift away from fossil fuels, but because there are real people behind them pushing the issue. Ordinary people are coming together and learning to protest, to lobby, to make connections, to take big risks and to build networks. Anyone can get involved locally in a campaign to shift their own pension fund, faith group, university, city council, or another institution – and in taking this local action, they’re also joining a global movement pushing for change.

What’s next?

There’s always more work to be done in the climate movement. Just as the French movement needs to keep pressure on the CDC for full divestment on oil and gas, the broader Fossil Free movement is looking to scale up and add new tactics – secure 1,000 more commitments in a fraction of the time; but also push mass fossil free phaseouts in countries around the world and advocate for those divested funds to be invested into renewable energy projects that foster a just, equitable transition to a new energy system.

So today, we pause to celebrate. But not for too long. Just like it took people power to get to 1,000 – it’ll take even more to scale up at a level to meet the climate crisis.

We need another 1,000 institutions to move their money out of dangerous fossil fuels: Massive pension funds like New York State, to moral authorities like the Vatican, to iconic institutions like the Nobel Foundation, to premiere universities like Yale, Harvard, Oxford, and Cambridge, and US-based insurance giants AIG and Berkshire Hathaway. The tide is turning and the time to divest is now.

“Getting our public institutions to go Fossil Free is something that we can all do,” explained Nicolas Haeringer, an organiser supporting divestment groups globally at 350.org who helped organize the pas un euro de plus mobilization in Paris. “Whether it is our university, our municipal government, or our pension fund we can turn off the money tap to polluting industries and we can force them to make better choices like investing in local renewable energy. It’s something that we see happening everywhere, with a momentum all of its own.”

It’s not just in France. This is a global movement, and there are thousands of incredible initiatives already underway or waiting to be started all over the world. You can be a part of it too, wherever you live.

Get involved

 

 

FacebookTwitter